Каргопольская глиняная игрушка — это не только традиционный промысел в Архангельской области, но и важная часть российского культурного наследия. Корнями каргопольская игрушка уходит ещё в XI–XIII века, когда местные жители использовали красную глину для создания разнообразных предметов быта. Однако, наибольший расцвет этого искусства пришелся на XIX век.
Изначально гончарное дело в окрестностях Каргополя было скорее дополнительным занятием, чем основным источником дохода для местных жителей. Зимой, когда не было работы на полях, мастера садились за гончарный круг, чтобы создавать глиняную посуду. Эти изделия затем продавались на рынках и ярмарках, что приносило неплохой заработок.
Помимо посуды, из остатков глины создавались различные фигурки. Мастера не особо ценили эти игрушки, считая их всего лишь дополнением к основной продукции и часто раздавали их детям или использовали для привлечения покупателей на рынках.
Средневековые каргопольские игрушки, к сожалению, практически не сохранились до наших дней. Однако одна археологическая находка – фигурка коня, датируемая XV–XVI веками, говорит о том, что тогдашние игрушки были простыми и не расписывались, что отличало их от более поздних образцов.
Каргопольская глиняная игрушка не только является важным аспектом культурного наследия региона, но и представляет собой интересный объект изучения и коллекционирования. Её уникальный и актуальный стиль привлекает внимание как местных жителей, так и туристов северного региона.
В ассортименте каргопольской глиняной игрушки преобладали одиночные фигурки, изображавшие различных персонажей и животных. Среди них были женщины в широких юбках-колоколах, мужчины с окладистыми бородами, а также домашние и дикие животные: олени, медведи, лошади, коровы, птицы. В начале XX века появились и сюжетные глиняные игрушки, отображавшие различные сцены из деревенской жизни: охоту, рыбалку, стирку белья, работу в кузнице, сбор урожая или праздничные гулянья.
Многие из этих фигурок несли в себе оттенок древних верований. Например, изображения женщин с младенцем или птицей в руках напоминали старые представления о матери-земле, символизируя плодородие и богатство. Также популярной была фигурка медведя, часто встречающегося героя народных сказок, песен и преданий.
Некоторые каргопольские игрушки изображали фантастических существ. Наиболее известным из них был Полкан, или Полихан, похожий на кентавра, с человеческой верхней частью тела и конской (или в старых вариантах собачьей) нижней частью. В былинах Полкан часто предстает как добрый богатырь, защитник слабых и обиженных.
Еще одним необычным существом, изображаемым каргопольскими мастерами, был Тянитолкай, похожий на двуглавого коня. Одну голову он красили в черный цвет, другую – в белый, а между ними сажали глиняного всадника. Эта игрушка символизировала борьбу света и тьмы, добра и зла, а всадник между ними олицетворял вечные метания человеческой души.
Гончарный промысел в окрестностях Каргополя процветал до революции 1917 года, но после этого начал постепенно угасать. Спрос на продукцию снижался, а новая власть не придавала особого значения сохранению ремесла как культурного наследия. В 1930-х годах мастеров, создавших глиняные игрушки, осталось очень мало, а изготовление посуды прекратилось ещё раньше.
Один из немногих мастеров, не забросивших ремесло в 1930-х годах, был Иван Дружинин из деревни Гринево. Его игрушки считаются классическими: они напоминают старинные фигурки с минимальным количеством деталей, простыми и гладкими формами. Для росписи Дружинин, подобно старинным гончарам, использовал природные красители, делая цвета его изделий сдержанными и нейтральными.
В той же деревне жила и другая известная мастерица – Ульяна Бабкина. Она начала лепить игрушки с юных лет и продолжала этим заниматься до самой смерти. В 1950-х годах она оставалась единственным гончаром-игрушечником в окрестностях Каргополя. Работы Бабкиной отличались более сложными формами и групповыми сюжетами, придавая игрушкам динамику и изящество.
60-х годах ХХ века началось возрождение каргопольского промысла. В 1967 году по инициативе Союза художников РСФСР в Каргополе открылся гончарный цех, ставший филиалом архангельского предприятия народных художественных промыслов "Беломорские узоры". Новая каргопольская игрушка стала более сложной, реалистичной и детализированной. Для росписи использовали масляные краски и темперу, делая фигурки более яркими, но сохраняя умеренность в цветовой гамме.
В 2003 году в Каргополе открылся дом-музей семьи Шевелёвых – династии гончаров-игрушечников, продолжающих свое ремесло по сей день. В музее проводятся мастер-классы по лепке и раскрашиванию, а в городской школе искусств детей учат изготовлению традиционных игрушек. Таким образом, традиция каргопольской глиняной игрушки не только продолжает жить, но и развивается, передавая свой уникальный стиль и мастерство новым поколениям.